МДОКУ «Детский сад «Тополёк», п. Овата
|
Рабочая программа музыкального руководителя
Пояснительная записка. Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей разработана на основе целей и задач основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного казённого учреждения «Детский сад «Тополёк»». Программа разработана в соответствии с: - Законом РФ «Об образовании»; - Концепцией модернизации российского образования; - Концепцией дошкольного воспитания; - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13) В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей разновозрастной группы. В рабочей программе определены музыкальные задачи, необходимые для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка средствами музыки как одной из областей продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, для ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада, для формирования общей культуры, для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного музыкального детства, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, всестороннее развитие музыкальных. Психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Задачи программы: 1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. 2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.) 3. Приобщать детей к русской, калмыцкой народно - традиционной и мировой музыкальной культуре. 4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям. 5. Развивать коммуникативные способности. 6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни. 7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме. 8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре. 9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности. Методические принципы: 1. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства, и разнообразной художественно- творческой деятельностью. 2. Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности. 3. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях. 4. Принцип культур сообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать. 5. Принцип вариативности – материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрприза. 6. Принцип креативности (организации творческой деятельности). 7. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор. 8. Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей. 9. Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
Условия реализации программы Основная форма работы - обучение детей на НОД по музыке и вечер развлечения (один раз в месяц)
Непосредственно – образовательная деятельность по музыке состоит из следующих частей:
1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель- настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах. 2.Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель- развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. 3. Заключительная часть. Игра или пляска.
Материально – технические (пространственные) условия Уголок музыкального развития в группе: - Музыкальные инструменты -Куклы для музыкального театра. Технические средства обучения 1. Музыкальный центр; 2CD и аудио материал В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр для музыкального развития детей: На развитие динамического восприятия; *На развитие ритмического восприятия; * На развитие звук высотного восприятия; * На развитие тембрового восприятия; Наглядно – образный материал 1. Иллюстрации; 2. Наглядно - дидактический материал; 3. Игровые атрибуты
Связь с другими образовательными областями
Контроль реализации программы Критерии для диагностики Разновозрастная группа (с 3 до 7 лет)
«Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: • развитие музыкально художественной деятельности; • приобщение к музыкальному искусству». Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. Слушание Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш) Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).
Пение Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжна подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя). Песенное творчество Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь - кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. Музыкально-ритмические движения Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).
Развитие танцевально-игрового творчества Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли. . .
Возрастные особенности детей Ранний возраст (с 1.6 до 3 лет) На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Младшая подгруппа (от 3 до 4 лет) В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Средняя подгруппа (от 4 до 5 лет) Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Старшая подгруппа (от 5 до 7 лет) В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения: - различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические, авторские); - Самостоятельная досуговая деятельность (нерегламентированная деятельность) Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом. Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствия с требованиями СанПина.
Учебно-тематическое планирование
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений, сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок: - ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; - становления эстетического отношения к окружающему миру; - формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства; - сопереживания персонажам художественных произведений; - реализации самостоятельной творческой деятельности. Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области « Художественно – эстетическое развитие», направлении «Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.) В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста: - предметно – пространственная развивающая образовательная среда (оборудованный музыкальный зал); - условия для взаимодействия со взрослыми; - условия для взаимодействия с другими
Перспективный план проведения досугов, праздников, развлечений и театрализованных представлений.2020-2021 г. учебный год
План работы с воспитателем
3.1. Методическое обеспечение. Перечень программ, технологий, пособий. 1. Основная образовательная программа МДОКУ «Тополёк 2. «От рождения до школы.» Примерная основная общеобразовательная программа образования./ Под ред. Вераксы, Н.Е.,Комарова, Т.С.,Васильева, М.А . М.: Мозаика-Синтез, 2014. 3. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду.» М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010 4. Радынова О. «Музыкальные шедевры.» Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание). 5. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика.» Парциальная программа по развитию танцевального творчества Спб., 2000. 6. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» . – М., 1981. 7. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989. 8. Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия. Средняя и старшая группа». Волгоград.: Учитель, 2012. 9. Каплуновой и И. Новоскольцевой «Ладушки» издательство «Композитор» г.Санкт-Петербург» 2000 10. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день.» Парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Старшая группа. С.Петербург.: Композитор, 2011 . 11. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., 1985. 12. Девочкина О.Д. Пой вместе со мной. М., 2002.. 13. « Музыка в детском саду.» Средняя группа. Сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. М., 1990. 14. «Музыка в детском саду».Песни, игры,пьесы для детей 4-5 лет.В.1/Сост. Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Н. Фок. М., 1978. 15. «Музыка и движение.» Упражнения, игры и пляски для детей4-5 лет/Сост. И.С. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина.М.,1981 16. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»./ Сост. Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соколова, З.Н. Ушакова, В.Г. Царькова. М., 1991. 17. Нотные сборники (в соответствии с рекомендуемым репертуаром «Музыкальная палитра», «Танцевальная палитра») 18. « Салькн Айс» Е Балакаева, Донцова О 19.Т р н харада. 20. М.Б. Зацепина, Г.Е. Жукова «Музыкальное воспитание в детском саду» -3-4 года Мозайка-Синтез,Москва, 2020г 21. М.Б. Зацепина, Г.Е. Жукова «Музыкальное воспитание в детском саду» -4-5 лет Мозайка-Синтез,Москва, 2020г 22. М.Б. Зацепина, Г.Е. Жукова «Музыкальное воспитание в детском саду» -5-6 лет Мозайка-Синтез,Москва, 2020г 23. М.Б. Зацепина, Г.Е. Жукова «Музыкальное воспитание в детском саду» -6-7 лет Мозайка-Синтез,Москва, 2020г 16 июля 2021 в 11:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.